Промчавшийся после стремительного утверждения MPEG Layer свежий ветер перемен довольно быстро остудил горячие головы аудиофилов и людей, утверждающих, что им медведь на ухо не наступал. Новый супер формат весьма вольно обходился со звуком во время упаковки; поэтому возник ренессанс к дискоманам, благо их еще не все выкинули на свалку и возникла необходимость поиска новых путей обработки звука без потерь сжатия.
Выход вскоре был найден. Разработанный в начале двадцать первого века OGG Vorbis или просто OGG спустя более чем пятнадцать лет своего существования стал не менее популярным, чем МР3. И задумывался он с той же целью – для воспроизведения потокового аудио. Серьезное отличие OGG от предшественника заключается в использовании более гибкой психоакустической модели восприятия, отсутствии ограничений на частоту дискретизации и битрейт (в МР3 максимальный битрейт упирается в значение 320 кбит/с) и самое главное – отсутствии патентных ограничений. Последний момент не раз становился головной болью пользователей контента, поскольку с целью защиты авторских и коммерческих прав после появления МР3 были приняты меры по предотвращению несанкционированного копирования, модификации и свободного использования аудио файлов: при переносе в проигрыватель файлы кодировались так, что обратный процесс являлся технически невозможным. Любые попытки воспрепятствовать такому жесткому диктату расценивались как попытки пиратства и могли преследоваться по закону.
С OGG таких проблем не было, но была проблема отсутствия поддержки нового формата производителями персонального аудио. Их и МР3 вполне устраивал. И это не говоря уже о FLAC – аудиоконтейнере, производящем кодирование файлов без потерь.
Позиция производителей вполне объяснима: рядовому покупателю, определяющему объем продаж, такие тонкости не нужны. А вдруг он услышит что-то не то? Тем более, в современном мире коммерчески успешным будет скорее не надежно и качественно сделанный продукт, оправдывающий свою стоимость, а тот, в рекламу и промоушн которого вложено больше денег. Талантливый маркетолог знает, как продать даже заведомо провальный продукт. Ситуация на рынке меняется быстро: сегодня потребитель считает, что ему нужны головные телефоны стоимостью как минимум 10 долларов, а завтра он будет думать, что главное в наушниках – это черный цвет.
Стремительное развитие технологий и изменение подхода к послепродажному сопровождению продукта нивелируют различия в характеристиках товара. Бывает, что даже именитые бренды экономят на покупателях (за их же счет) – например, практика комплектовать сравнительно неплохие модели аудиопроигрывателей дешевенькими наушниками — вкладышами, которым как говорится цена за пятачок пучок. Как и скутер segway цена, она может быть копеечной.
Кроме перечисленных, существуют несколько менее популярные форматы AAC и Monkey’s Audio. Оба кодека возникли практически сразу же после появления МР3; по утверждениям разработчиков они полностью лишены негативных составляющих MPEG – более эффективны и адаптированы к восприятию человеком, но при этом все же остаются форматами, использующими алгоритмы сжатия аудио.
Оптимизм внушает возникновение и существование ряда независимых (некоммерческих) проектов, направленных на модернизацию бытовой аудиоэлектроники и поиск новых программных методов решения проблем воспроизведения или ограничения поддержки звуковых форматов. К числу подобных относится Rockbox.org – открытое сообщество, занятое разработкой и отделкой стороннего программного обеспечения для медиаплееров с целью расширения их функциональных возможностей. К сожалению, такая операция допустима не для всех моделей.
Вы тут (типа навигация): IT - блог » Знаете ли вы? » MP3, OGG и прочие. Популярно об аудиоформатах